СМИ об IBA AFC и IBA AVM

Автоматизированные системы оплаты и контроля проезда (АСОКП, IBA AFC) и диспетчерского управления (АСДУ, IBA AVM)

 

Задача по реализации автоматизированной системы оплаты и контроля проезда была поставлена государственным предприятием «Минсктранс» компаниям IBA Group в 2013 году.

По итогам ряда проведенных тендеров — на разработку ТЗ, проектные работы и поставку оборудования — исполнителем системы была выбрана IBA.

Система была реализована IBA в короткие сроки и запущена Минсктрансом уже в апреле 2014 года, ранее (с декабря 2013-го по март 2014-го) система была апробирована на трамваях. В мае 2014 года система успешно прошла испытание существенно возросшим пассажиропотоком в дни Чемпионата мира по хоккею с шайбой (time 9:46).

Автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска была создана для автоматизации оплаты и контроля оплаты проезда, обеспечения возможности продажи и пополнения электронных проездных документов (ЭПД).

При внедрении АСОКП была осуществлена преемственность тарифов старой системы, что позволило упростить процесс ввода в эксплуатацию новой системы. Преемственность тарифов позволила сохранить привычные для пассажиров проездные документы («проездной» и талончик), но при этом Минсктранс заменил носители: бумажный проездной заменили на бесконтактную смарт-карту, или ЭПД, и появился новый тип одноразового бумажного билета.

Таким образом, для оплаты разовой поездки по-прежнему используется бумажный талон, но «гасится» он электронным компостером. Использование электронных компостеров вывело систему на новый уровень, поскольку теперь каждый бумажный талон гасится «уникальным» способом: путем печати на билете информации о времени и дате поездки, виде транспортного средства и его гос. номере, что практически исключает возможность повторного использования этого билета – это первое. Во-вторых, у контрольно-ревизионной службы появилась возможность блокировки всей системы приема оплаты, установленной в транспортном средстве, на момент проверки оплаты проезда, что усложняет жизнь «зайцам» или пассажирам, которые раньше оплачивали проезд только при виде контролера.

В качестве электронного проездного применяется бесконтактная смарт-карта Mifare Plus SL3 на основе RFID-технологии (Mifare — наиболее распространённая бесконтактная технология смарт-карт: используется в 80-90 % всех систем)

В результате создана экономически привлекательная и удобная для пассажиров система оплаты проезда, поскольку позволяет пассажиру оптимизировать свои расходы на транспорт: 

  1. выбрать несколько необходимых тарифов в целях экономии средств (например, купить проездной на определенный срок на один или несколько видов транспорта и определенное количество разовых поездок, стоимость каждой уменьшается с ростом их количества)
  2. индивидуально подбирать конфигурацию проездных из имеющихся вариантов (в настоящий момент система предлагает более 200 различных тарифов, на ЭПД может быть записано до 6 тарифов)
  3. использовать дифференцированный вариант оплаты проезда в пригородных автобусах, при котором стоимость проезда зависит от расстояния.

Система повысила уровень культуры обслуживания пассажиров и добросовестность оплаты проезда, а также обеспечила возможность введения дополнительных услуг благодаря современным технологиям, на которых построена.

В транспортных средствах, в том числе и в метро, размещено оборудование, которое состоит из валидатора и электронного компостера (см. ответы в интервью), бортового компьютера и навигационного терминала.

Валидатор — электронный считыватель информации с электронного проездного — осуществляет функции оплаты и передает информацию в процессинговый центр, где полученные данные анализируются.

Таким образом, помимо оплаты и контроля проезда, осуществляется сбор и анализ статистической информации о работе общественного транспорта, что позволяет оптимизировать количество транспортных средств в зависимости от нагрузки.

Оборудование — уникальное, разработано с учетом экономической целесообразности и специфических требований, а также мирового опыта и уже внедренных в Беларуси систем. Оборудование изготовлено из современных ударопрочных полимеров, прошло тестирование на экстремальные нагрузки, поскольку должно безотказно работать в условиях значительных перепадов температур (в пределах почти 100 градусов!) и отвечать антивандальным требованиям.

Система, включая ПО и все оборудование (кроме электронных компостеров бумажных талонов на одноразовую поездку и POS-терминалов в кассах), была полностью спроектирована компаниями IBA Group, все приборы были изготовлены в Республике Беларусь. Это собственная разработка IBA Group. Иными словами — все сделано в Беларуси.

Масштабы IBA AFC г. Минска:

  • 3 000 транспортных средств (автобусы, троллейбусы и трамваи)
  • 2 линии метрополитена
  • 6 поездов городских линий Белорусской железной дороги
  • 500 автобусов пригородных маршрутов
  • 15 500 валидаторов
  • 8 400 компостеров
  • 500 устройств контроля
  • 700 точек пополнения
  • Автоматизация 400 турникетов в метро.

Экономический эффект от внедрения системы — как следствие полного сокращения штата кондукторов, снижения расходов на изготовление билетной продукции.

Кроме того, за счет получения информации о трафиках пассажиров на конкретных маршрутах предприятие «Минсктранс» имеет возможность оптимизировать количество транспортных средств и сами маршруты, а также работу контролеров.

Система получила высокую оценку:

В 2015 году Автоматизированная система оплаты и контроля проезда в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска признана лучшим отраслевым решением года на конкурсе «European IT & Software Excellence Awards».

Государственное предприятие «Минсктранс» стало победителем конкурса «2015 European Outsourcing Association Awards» в номинации Pan-European Buyer of Outsourcing Services of the Year («Лучший заказчик услуг аутсорсинга года в Европе»).

Проект АСОКП признан уникальным по технологичности в Восточной Европе и выполнен в рекордно короткие сроки.

IBA Group представила систему автоматизации проезда в Минске на парижской конференции.

Помимо этого, систему оценили на выставках стран СНГ, в ряде городов России и Казахстана рассматривают возможность использования опыта внедрения минской системы:

В сентябре 2017 года в метро стал доступен приём бесконтактных карт Visa payWave любых банков для оплаты проезда, а в декабре — с помощью бесконтактных карт международной платежной системы Mastercard. В феврале 2018 года увеличилось число турникетов, принимающих бесконтактные банковские продукты для оплаты проезда, на нескольких станциях Минского метрополитена: «Площадь Ленина»,«Каменная горка» и «Площадь Якуба Коласа». С 12 июня 2018 года на всех станциях минского метро заработала оплата проезда бесконтактной банковской картой.

АСОКП г. Минска интегрирована с автоматизированной системой диспетчерского управления (АСДУ, IBA AVM), которая реализована в 2012 году. Интеграция двух систем дает возможность комплексно автоматизировать все процессы оплаты и управления в коммунальном транспорте г. Минска.

IBA AVM предназначена для обеспечения оперативного диспетчерского контроля и управления транспортными средствами. Помимо этого, система осуществляет функции информационного обеспечения пассажиров.

Система разработана в соответствии с межгосударственным ГОСТ 32422–2013 «Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Требования к архитектуре и функциям».

Графичный интерфейс системы дает возможность наиболее полно отображать всю информацию в режиме on-line, своевременно принимать важные решения по оптимизации количества транспортных средств на маршруте и самих транспортных маршрутов. Например, увеличивать количество транспорта и сокращать интервалы движения в часы пик.

На электронных табло, которыми уже оборудованы ряд остановочных пунктов (time 11:55), высвечивается информация о времени прибытия транспорта, что позволяет пассажирам лучше ориентироваться в транспортопотоке (time 3:32-7:58), рассчитывать время своего прибытия на место назначения.

Система позволяет составлять расписания движения маршрутов, визуализировать месторасположение транспортного средства на электронном плане местности, диагностировать и контролировать работоспособность оборудования, обеспечивать двустороннюю связь с водителем, мониторить движение по маршрутам подконтрольных транспортных средств в режиме реального времени, оперативно реагировать на различные отклонения от утвержденного расписания и др., иными словами, позволяет улучшить общественное транспортное сообщение в современном городе.

IBA AVM успешно реализована на предприятии «Гомельоблпассажиртранс», которое является оператором пассажирских перевозок и занимается организацией движения общественного транспорта по Гомелю и Гомельской области. Деятельность операторов пассажирских перевозок определяется Законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Масштаб IBA AVM г. Гомеля:

  • 288 перевозчиков
  • 1613 транспортных средств.

11 мая на совместном семинаре по вопросам автоматизации деятельности заказчиков и операторов автомобильных перевозок пассажиров специалисты IBA Group и «Гомельоблпассажиртранс» рассказали на примере IBA AVM о формировании расписаний движения, осуществлении диспетчерского управления и контроля перевозчиков всех форм собственности и видов транспорта в Гомеле и Гомельской области.

2018 год

2017 год

2015 год

2014 год

2013 год

Подписка на новости

Указанный Вами электронный адрес будет использован исключительно для информирования о новостях белорусских центров разработок IBA Group.