Модернизация централизованной системы управления эксплуатацией и развитием сети для lifecell

Заказчик

lifecell — крупнейший оператор сотовой связи в Украине, покрывающий территорию, где проживает 98.82% населения и имеющий более 13 миллионов абонентов. Компания также предоставляет услуги широкополосного доступа в Интернет, VoIP, аренды выделенных высокоскоростных каналов связи и другие сервисы. lifecell использует IBM Maximo в качестве платформы для централизованной системы управления эксплуатацией и развитием сети. Система на базе IBM Maximo интегрирует и автоматизирует более 30 бизнес-процессов, в которые вовлечены департаменты радиосети, транспортной сети, а также контроля и планирования сети. В системе более 1000 активных пользователей, при этом в пиковые часы около 160-180 пользователей работают в системе одновременно.

Цель проекта

Модернизация централизованной системы управления, созданной на базе IBM Maximo 5.2, путем ее миграции на платформу IBM Maximo 7.5. На момент начала реализации проекта существующая платформа IBM Maximo 5.2 перестала поддерживаться производителем и удовлетворять возрастающие требования заказчика, а также соответствовать нуждам в части масштабируемости, производительности и безопасности. Основные сложности, которые возникли перед проектной командой lifecell, были следующие:

  • Система управления содержит около 100 разработанных приложений со сложной бизнес-логикой. Производителем системы управления не поддерживается миграция таких приложений
  • Приложения, подлежащие миграции, плохо документированы или не документированы вообще. При этом разработчики, участвовавшие в их проектировании и реализации многих приложений системы, на тот момент уже не работали на проекте
  • Отдельные части бизнес-логики реализованы в виде PL/SQL-процедур
  • Система управления на базе IBM Maximo интегрирована с большим количеством внешних систем, включая SAP (обмен транзакциями по движению материалов), Oracle Identity Management (IdM) (информация о пользователях, организационная структура), NetAct Planner (информация о сайтах и радиолинках), HP TeMIP (управление Trouble Tickets и информация об авариях на сети), OSS-системы Nokia, Huawei и Ericsson (автоматическое халтирование сайтов)
  • По первоначальной оценке процесс миграции должен быть осуществлен в течение одного года. В рамках этого периода необходимо было выполнить работы по созданию приложений и развитию существующих. Все приложения должны быть доступны на протяжении всего времени миграции.

Этапы проекта и выполненные работы

Проектные работы начались с этапа подготовки, который включал в себя визит к заказчику для анализа требований и оценки объемов работ. В декабре 2014 года IBA Group приняла участие в соответствующем тендере и выиграла его.

Проект по миграции официально стартовал в марте 2015 года. Проектная команда состояла из шести разработчиков, включая двух сертифицированных специалистов по IBM Maximo, специалиста по Oracle, двух бизнес-аналитиков, QA-специалиста и технического писателя.

Весь проект был разделен на четыре этапа, были сформированы группы приложений, миграция которых должна осуществляться на каждом этапе. Все группы приложений были переведены на новую платформу целиком, переключение с IBM Maximo 5 на IBM Maximo 7 происходило в течение одной ночи. После миграции первой группы приложений и до миграции последней были настроены процедуры синхронизации данных для обеспечения их целостности между системами IBM Maximo 5 и IBM Maximo 7.

Для каждого приложения, которое было переведено на платформу IBM Maximo 7, были выполнены следующие работы:

  • Проведен реверс-инжиниринг для подготовки технического задания по переносу приложения на новую платформу. Техническое задание включало описание архитектуры приложения, объектов базы данных, бизнес-логики, пользовательского интерфейса и всех используемых справочных данных
  • Подготовлен план миграции и синхронизации данных, который описывал все источники данных, подлежащих миграции и синхронизации между IBM Maximo 5 и IBM Maximo 7, включая необходимые преобразования данных и схем
  • Пользовательский интерфейс приложений IBM Maximo 5 на основе JSP-страниц был преобразован в соответствующие XML-представления приложений для IBM Maximo 7, при этом была обеспечена идентичность структуры и разметки страниц
  • Вся бизнес-логика, включая техпроцессы и java-кастомизацию, была адаптирована для платформы IBM Maximo 7
  • Существовавшие PL/SQL-процедуры были большей частью перенесены в виде кронов IBM Maximo
  • Данные были перенесены и преобразованы в соответствии с планом миграции
  • Отчеты были преобразованы в соответствии с изменившимися структурами данных.

В ходе проекта был разработан инструментарий автоматизации, который стал частью среды разработки для IBM Maximo, созданной и используемой в IBA:

  • Автоматизированное управление конфигурацией IBM Maximo для создания и обновления объектов (MBO, домены, группы и т.д.) на основе данных репозитория
  • Анализ приложений IBM Maximo 5 для выявления и описания всех источников данных, которые ими используются
  • Автоматическое преобразование визуальных форм приложений IBM Maximo 5 в XML-представления для IBM Maximo 7 с сохранением исходной разметки.

Используя созданную среду разработки, проектная команда справилась с реализацией 2-го, 3-го и 4-го блоков приложений с 80-и процентным сокращением трудозатрат по сравнению с 1-м блоком.

Результаты проекта

Проектные работы были успешно завершены в декабре 2016 года с высокой оценкой заказчиком качества выполненных работ. Улучшенная система управления стала более стабильной в работе и соответствует строгим требованиям по безопасности. В данный момент, используя доступный функционал новой платформы, особенно REST API, система глубоко интегрируется в корпоративную информационную систему заказчика в соответствии с возрастающими требованиями бизнес-подразделений.