«Информационно-Аналитическая Система Поддержки Управленческих Решений для Грузовых Перевозок» (ИАС ПУР ГП) в Объединении «Белорусская железная дорога»

Заказчик

«Белорусская железная дорога» − государственное объединение, подчиненное Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в состав которого входит 32 организации, имеющих статус юридического лица, 7 обособленных структурных подразделений и 3 представительства.

Предпосылки разработки комплекса ИАС ПУР ГП

В 2002 году Объединением «Белорусская железная дорога» была принята созданная специалистами белорусских центров разработок IBA Group концепция построения Корпоративной Информационной Системы (КИС). В качестве одного из основных элементов КИС БЖД был определен комплекс ИАС ПУР ГП — «Информационно-Аналитическая Система Принятия Управленческих Решений для Грузовых Перевозок».

Цели и задачи проекта

Разработка и внедрение комплекса ИАС ПУР ГП для замены морально устаревшей «Автоматизированной Системы Оперативного Управления Перевозками» (АСОУП), функционирующей на БЖД с 70-х годов прошлого века.

Назначение ИАС ПУР ГП

  • Обеспечение специалистов и руководителей дороги оперативной и достоверной информацией о производимых и выполненных грузовых перевозках, состоянии и дислокации вагонного и локомотивного парков
  • Информационная поддержка принятия обоснованных управленческих решений по повышению эффективности работы и конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке услуг, увеличению объемов и качества перевозок, сокращению транспортных издержек.

Описание проекта

Результаты проекта

ИАС ПУР ГП сдана в промышленную эксплуатацию в декабре 2011 года. ИАС ПУР ГП полностью заменила морально устаревшую «Автоматизированную систему оперативного управления грузовыми перевозками (АСОУП)», эксплуатировавшуюся на Белорусской железной дороге с 70-х годов прошлого века, и стала главной управляющей системой при обработке информации о перевозочном процессе.

Внедрение ИАС ПУР ГП позволило:

  • Обеспечить интеграцию финансово-хозяйственной и производственной деятельности дороги, работу в реальном масштабе времени и одноразовый ввод информации
  • Обеспечить сквозную логистическую цепочку управления перевозочным процессом, оптимизирующую временную и затратную составляющие, а также — отражающую реальное состояние перевозок
  • Унифицировать автоматизацию производственно-хозяйственных процессов на всех уровнях управления и на всех предприятиях дороги
  • Обеспечить руководство дороги оперативной и достоверной аналитической информацией о состоянии любого производственного или финансово-хозяйственного процесса на дороге.

Структура ИАС ПУР ГП

ИАС ПУР ГП состоит из следующих асинхронно функционирующих подсистем:

  • «Маршрутизатор входных сообщений» 
  • «Монитор» — сбор и регистрация событий по обработке входных сообщений
  • «Эталонная нормативно-справочная информация грузовых перевозок» — ПЭ НСИ ГП
  • «Оперативное обслуживание грузовых перевозок» — ПОО ГП
  • «История грузовых перевозок» — ПИ ГП
  • «Хранилище данных о грузовых перевозках» — ХД ГП
  • «Техническое нормированиеэксплуатационной работы дороги»— ТНЭРД
  • «Ключевые показатели эффективности деятельности Белорусской железной дороги» (в том числе «Суточный доклад о работе дороги») —  КПЭ
  • «Суточный доклад дороги»
  • «Месплан» — автоматизация и планирование перевозок грузов в международном сообщении на уровне администраций ЖД
  • Комплекс приложений для доступа пользователей к информации баз данных через Интернет (витрины данных)
  • Автоматизированная система «Аренда»
  • «Система анализа эффективности деятельности дороги» – АЭД 
  • «Автоматизированная система сменно – суточного планирования погрузки и выгрузки» – АС ССП.

Основные функции ИАС ПУР ГП

  • Проведение структурного, логического и интеллектуального контроля входных сообщений. Запись в БД корректных данных из исходного сообщения
  • Формирование внутреннего представления данных исходных сообщений для обмена между подсистемами ИАС ПУР ГП и подсистемой учета доходов грузовых перевозок «Экспедитор», разработанной в рамках комплекса ЕК ИСУФР
  • Накопление информации об объектах перевозочного процесса (поезд, вагон, контейнер, отправка, локомотив, документ), ранее принятых железной дорогой к перевозке, и об операциях, произведенных с ними:
    • прием и сдача поездов по межгосударственным и по межотделенческим стыковым пунктам дороги;
    • подготовка исходных сведений и их согласование для грузов и транспортных средств, принятых дорогой по междорожным стыковым пунктам;
    • прибытие, отправление поездов и локомотивов, проследование ими станций дороги и т. п.
  • Формирование и выдача оперативных ответов работникам дороги на заданные запросы в виде документов и справок:
    • в соответствии с существующей на БЖД технологией, принятой в АСОУП
    • с использованием Интернет-технологий с возможностью проведения сравнительного анализа с аналогичными показателями за предыдущие интервалы времени (например, относительно прошлого года, месяца и т.д.)
  • Создание, ведение и развитие хранилища данных (источники, оптимизация, надежность ведения)
  • Представление аналитической информации для принятия качественных управленческих решений работниками управления дороги
  • Создание информационно-аналитических приложений хранилища данных (новые информационные потребности, средства визуализации, работа с потребителями информации).

Взаимодействие с другими системами КИС БЖД

На этапе обработки входных сообщений ИАС ПУР ГП взаимодействует с системой учета доходов грузовых перевозок «Экспедитор» в части выполнения контроля договорных обязательств экспедиторскими организациями при осуществлении транзитных, экспортных, импортных перевозок грузов.

Модернизация инфраструктуры ИРЦ БЖД

На ИРЦ БЖД, одном из первых в странах СНГ, при непосредственном участии IBA, были внедрены современные СУБД, сетевые и Web-технологии, базирующиеся на продуктах корпорации IBM — DB2, Web Sphere Application Server, Web Sphere MQ — что позволило увеличить производительность и надёжность как отдельных приложений, так и всей системы в целом.

Для приложения «Информационно-Аналитическая Система Принятия Управленческих Решений для Грузовых Перевозок» (ИАС ПУР ГП) компанией IBA в 2013 г обеспечена реализация программно-аппаратной инфраструктуры для БЖД на базе самых современных технических и программных средств IBM:

  • Процессор IBM zEnterprise EC12
  • Дисковая подсистема хранения IBM System Storage DS8800
  • Ленточная библиотека TS3500 Tape Library
  • DB2 10 for z/OS
  • z/OS V1.13
  • WS MQ Base for z/OS
  • WS MQ Client Attachment
  • DB2 Utilities Suite V10.

Это обеспечило высокую доступность, надежность и производительность работы как отдельных приложений, так и всей информационной системы БЖД в целом.

Программные решения

  • Все приложения в рамках ИАС ПУР ГП имеют схожий интерфейс, максимально понятный и простой для конечного пользователя, что существенно упрощает работу и обучение сотрудников БЖД
  • Многие приложения реализованы в рамках концепции J2EE, что позволяет гибко и быстро модернизировать уже существующие решения, в кратчайшие сроки добавлять новый функционал и применять мультиплатформные решения компании IBM. Вместе с тем используются решения, реализованные на низкоуровневых языках программирования, что позволяет максимально ускорить и оптимизировать некоторые системные процессы
  • Поэтапное внедрение ИАС ПУР ГП позволило автоматизировать многие направления деятельности, такие как управление грузовыми и пассажирскими перевозками, построение суточных докладов о работе станций и отделений, учёт ремонта вагонов, сдача вагонов в аренду, планирование погрузки и т.д.
  • В настоящее время совместно со специалистами вычислительного центра ИРЦ БЖД продолжаются работы по модернизации информационных систем с использованием современных средств (DB2, Data Warehouse, OLAP Server, …) на платформах z/OS, AIX и Microsoft Windows.