«Единая Корпоративная Интегрированная Система Управления Финансами и Ресурсами» (ЕК ИСУФР) на базе продуктов компании SAP SE в Объединении «Белорусская железная дорога»

Заказчик

«Белорусская железная дорога» − государственное объединение, подчиненное Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в состав которого входит 32 организации, имеющих статус юридического лица, 7 обособленных структурных подразделений и 3 представительства.

Предпосылки разработки комплекса ЕК ИСУФР для БЖД

В 2002 году Объединением «Белорусская железная дорога» была принята созданная командой белорусских центров разработок IBA Group концепция построения Корпоративной Информационной Системы (КИС). В качестве центральной системы (ядра) в составе КИС было решено использовать решения, предлагаемые поставщиками ERP-систем.

В 2004 году было принято решение выбрать продукты компании SAP SE, чтобы на их основе разработать единую централизованную систему управления ресурсами и финансами.

Цели и задачи проекта

Создание единой централизованной системы управления ресурсами и финансами Объединения на базе продуктов компании SAP SE в рамках выполняемого белорусскими центрами разработок IBA Group проекта масштабной автоматизации объединения на базе комплекса средств от SAP и Business Objects до Java/WebSphere и Mainframe.

Описание проекта: что сделано и работает в промышленной эксплуатации на БЖД

В настоящее время в рамках комплексного проекта ЕК ИСУФР выделяются следующие подпроекты:

В данный момент выполняются работы по сопровождению вышеперечисленных подсистем.

Версии используемых продуктов SAP – SAP ERP 6.0, SAP Netweaver 7.0, SAP Netweaver BI 7.0.

Результаты проекта

  • Обеспечение эффективной информационной поддержкой процессов планирования, моделирования и оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью подразделений БЖД
  • Своевременное и регулярное обеспечение руководства БЖД оперативной и достоверной финансовой информацией, необходимой для принятия управленческих решений
  • Повышение эффективности управления доходами и расходами БЖД, дебиторской и кредиторской задолженностями, оптимизация финансовых потоков
  • Разработка корпоративного инструмента формирования, оперативного контроля исполнения и моделирования основных финансовых бюджетов БЖД (БДР, БДДС)
  • Переход от эксплуатации большого количества разрозненных и разнородных программных продуктов к единой современной финансово-экономической системе
  • Создание единой информационной среды для выполнения задач финансово-экономического блока сотрудниками Управления БЖД.

Перспективы развития проекта

Согласно утверждённому БЖД плану внедрения ЕК ИСУФР силами специалистов БЖД выполняется тиражирование Базового комплекса подсистем ТБУ, УП и ПС УТиЗ на всех предприятиях основной деятельности БЖД. Планируется тиражирование типового решения ТОРО на всех локомотивных депо железной дороги, функционала УМТС − на предприятиях отделений БЖД, а также дальнейшее развитие подсистемы УДП, включая линейный уровень железной дороги. Прорабатывается возможность внедрения ТОРО в вагонное хозяйство БЖД. В качестве платформы для интеграции существующих и вновь внедряемых в рамках КИС БЖД технологических систем, а также для предоставления транспортных услуг через Интернет рассматривается создание корпоративного Портала БЖД.

Подсистема «Экспедитор»

Первым шагом в выполнении проекта ЕК ИСУФР являлось создание и запуск в промышленную эксплуатацию подсистемы «Экспедитор». Основные блоки задач, решаемых системой «Экспедитор»:

  • Управление договорной деятельностью Управления БЖД с международными клиентами (экспедиторскими организациями)
  • Работа с электронными заявками на перевозки грузов от клиентов
  • Портал для клиентов БЖД, обеспечивающий информационное обслуживание при коммерческой работе по перевозкам грузов
  • Оперативный расчет тарифов на перевозки грузов по заявкам и по конкретным перевозкам (в том числе с учетом индивидуальных ставок, специальных ставок, тарифных условий на экспорт-импорт, транзит и т.п.)
  • Ведение БД электронных перевозочных документов по транзитным, экспортным и импортным перевозкам грузов, осуществляемым для клиентов
  • Ведение финансовых расчетов (лицевые счета, поступления, снятия, сальдо) с клиентами.

Подсистема «Экспедитор» работает в промышленном режиме с октября 2005 года.

Подсистема «Бюджет и финансирование»

Подсистема работает в промышленном режиме с июня 2007 года и объединяет в единое информационное пространство около 200 предприятий, входящих в состав БЖД.

Силами консультантов белорусских центров разработок IBA Group было разработано «Положение о бюджетировании», выделены в финансовой организационной структуре все центры финансовой ответственности, разработаны Единые справочники статей доходов и расходов, а также статей поступлений и выплат. Система построена на базе Корпоративного хранилища данных (SAP BW в составе SAP Netweaver BI) в интеграции с ERP-комплексом SAP ERP в части модуля FI «Бухгалтерский учет и отчетность» и компонента FI-FM «Бюджеты».

Подсистема «Консолидация и Баланс»

С июня 2007 г. в промышленной эксплуатации работает система подготовки корпоративной консолидированной отчетности (финансовой, налоговой, статистической, калькуляции себестоимости услуг), построенная на базе продукта SAP Netweaver BI (BW).

Подсистема «Управление перевозками, доходами и доходными поступлениями» (УДП)

С января 2010 года в промышленной эксплуатации работает сложная и инновационная для линейки отраслевых решений SAP подсистема «Управление перевозками, доходами и доходными поступлениями» (УДП).

В рамках данного подпроекта силами совместной команды SAP-консультантов белорусских центров разработок IBA Group и проектной группы со стороны заказчика разработано и введено в промышленную эксплуатацию «Решение на базе продуктов SAP для реализации отраслевой специфики основной деятельности железнодорожного перевозчика (для стран СНГ)», чем на сегодня компания SAP SE пока не располагает. Данная подсистема позволяет БЖД видеть в оперативном режиме состояние расчетов со всеми своими клиентами за услуги перевозок грузов, детальную расшифровку стоимости услуг перевозок по каждому клиенту, по каждой перевозке, доходы по всем перевозкам (грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, дополнительных услуг) в разных аналитических разрезах – по направлениям, странам, регионам, станциям, услугам, группам услуг, клиентам, договорам с клиентами и т.д.

Подпроект УДП включает в себя автоматизацию следующих блоков коммерческой деятельности заказчика:

  • Ведение Единого справочника плательщиков – с использованием технологий «Централизованных деловых партнеров»
  • Блок «Логистика» − ядро внедренного SAP-решения для железнодорожного перевозчика:
    • ведение базы электронных перевозочных документов;
    • централизованная подготовка и оформление (с печатью на бланках строгой отчетности через PDF-формуляры) перевозочных документов и документов дополнительных услуг и сборов при перевозке грузов;
    • on-line тарификация всех услуг, связанных с перевозкой груза, по всем прейскурантам, применяемым БЖД (ТП СНГ, Пр10-01РФ, Пр10-01БЧ)
  • Блок «Станционная отчетность»
  • Блок «Финансы»:
    • банковская бухгалтерия (автоматическая обработка электронной банковской выписки с отнесением поступлений/выплат на соответствующие позиции начислений дебиторов/счетов кредиторов);
    • бухгалтерия дебиторов-кредиторов (в т.ч. лицевых счетов каждого клиента Объединения);
    • учет доходов и расходов Объединения, связанных с его основной деятельностью – перевозками
  • Блок «Хранилище данных и Корпоративная отчетность»:
    • корпоративная аналитическая отчетность по оказанным услугам перевозки и доходам от них
  • Блок «Портал»:
    • Web-интерфейсы для ведения клиентами Объединения своих заявок на организацию перевозок грузов (включая автоматический расчет стоимости услуги по подаваемой заявке), а также для просмотра клиентами состояния своих лицевых счетов
  • Блок «Интерфейсы/Интеграция»:
    • cинхронизация (через Web-сервисы) отраслевых справочников НСИ, интеграция с железнодорожно-технологическим ПО в режиме «real-time».

Немаловажной составляющей проекта УДП является реализованная силами консультантов белорусских центов разработок IBA Group интеграция и автоматическая синхронизация (используя технологию Web-сервисов) всех основных отраслевых справочников НСИ с технологической подсистемой эталонной НСИ БЖД, разработанной в составе комплекса ИАС ПУР ГП.

«Типовая подсистема бухучета» (ПС ТБУ)

Подсистема ТБУ работает в промышленном режиме с октября 2007 года на двух предприятиях Объединения БЖД – РУП «Главный расчетный информационный центр» (ГРИЦ) и «Локомотивное депо Минского отделения».

Типовая подсистема бухучета автоматизирует весь бухгалтерский (и налоговый) учет предприятия в соответствии с законодательством Беларуси. В рамках локализации системы SAP ERP 6.0 бизнес-процессы, формуляры и отчетность автоматизируемых предприятий настроены и приведены в соответствие с требованиями белорусского бухгалтерского и налогового законодательства. В рамках проекта SAP-консультанты белорусских центов разработок IBA Group при поддержке проектной группы от БЖД также разработали «Единый план счетов бухгалтерского учета Объединения» и «Инструкцию по применению Плана счетов». Помимо всех основных разделов бухучета, проект ТБУ также включает в себя автоматизацию:

  • Управленческого учета затрат в разрезе элементов затрат и статей расходов (в соответствии с Единым справочником номенклатуры статей расходов), выполненную с помощью компонентов «Учет затрат по МВЗ» и «Учет затрат на внутренних заказах» в составе модуля Контроллинг/CO
  • Управления запасами ТМЦ и складами, выполненную с помощью модуля «Управление материальными потоками»/MM
  • Учета Основных средств, драгоценных металлов и специальной одежды, выполненную с помощью модуля «Учет основных средств»/FI-AA.

Подсистема «Управление персоналом» (ПС УП)

Подсистема ПС УП начала работать в промышленном режиме одновременно с подсистемой ПС ТБУ с октября 2007 года на тех же предприятиях Объединения БЖД − РУП «Главный Расчетный Информационный Центр» (ГРИЦ) и «Локомотивное депо Минского отделения».

Подсистема ПС УП на базе SAP ERP 6.0 автоматизирует кадровый учет в соответствии с законодательством РБ и охватывает такие важные блоки кадрового учета, как «Оргструктура предприятия, штатное расписание», «Учет кадров (прием на работу, увольнения, трудовые соглашения, пенсионеры и пр.)», «Планирование и учет рабочего времени», «Охрана труда» и ряд других задач по управлению персоналом. Также сформирован и реализован специальными средствами SAP ERP HCM «Типовой Альбом печатных формуляров Кадрового учета для Объединения БЖД».

Подсистема «Учет труда и расчет заработной платы» (ПС УТиЗ)

С марта 2011 года в РУП «Главный расчетный информационный центр» в промышленной эксплуатации работает подсистема ПС УТиЗ, в рамках которой средствами SAP разработана система автоматизации расчета повременной заработной платы.

Завершаются работы по автоматизации расчета нескольких видов сдельной оплаты труда, характерных для локомотивных депо БЖД.

Интеграция SAP с технологическим ПО БЖД

Осуществлена интеграция SAP-системы с технологическим ПО БЖД в режиме реального времени для оперативного отслеживания состояния выполнения услуг по перевозкам грузов для клиентов БЖД.

Подсистема «Техническое обслуживание и ремонты оборудования» (ТОРО)

С сентября 2010 года в промышленной эксплуатации на предприятии «Локомотивное депо Минского отделения БЖД» работает типовое решение SAP для технического обслуживания и ремонтов оборудования (подсистема ТОРО) для всех серий локомотивов, эксплуатируемых на БЖД. Решение обеспечивает поддержку как малых (ТО2, ТО3, ТР1), так и крупных (ТР2, ТР3, КР1, КР2) ремонтов.

Подсистема ТОРО позволяет:

  • Планировать потребности в материалах на основании реального расхода
  • Проводить контроль, анализ и регулирование движения всех ресурсов
  • Контролировать выполнение работ и управлять комплектацией оборудования
  • Вести в электронном виде книгу ремонтов оборудования, материальные отчеты, сдельные наряды и другие документы
  • Управлять качеством ремонтных работ
  • Осуществлять мониторинг технического состояния оборудования и его узлов.

В рамках проекта была введена электронная паспортизация основных узлов локомотива, заведены справочники дефектов с привязкой к технологическим картам по их устранению, налажена интеграция SAP ТОРО с внешними диагностическими системами локомотивного депо.

Подсистема «Управление материально-техническим снабжением» (УМТС)

С ноября 2010 года в промышленной эксплуатации функционирует корпоративная подсистема «Управление материально-техническим снабжением» (УМТС). Подсистема УМТС представляет собой решение для централизованного управления материально–техническим снабжением всего Объединения, интегрирующее в один функциональный блок:

  • Процессы планирования от расчёта потребности материалов до иерархического утверждения заявок на закупку
  • Закупочную деятельность, отражающую в системе полный документооборот
  • Специфический для БЖД процесс нормированного снабжения подчиненных предприятий, «Разнарядка»
  • Складские операции от регистрации до контроля транспортировки
  • Специфический для БЖД процесс обработки заявок на ведение единого Дорожного справочника материалов.

Такая структура подсистемы УМТС позволяет обеспечить прозрачные и интегрированные процессы снабжения от формирования заявки до использования материала в производстве, а также предоставить в различных ракурсах и временных срезах финансовую и логистическую отчетную информацию.

Тиражирование на предприятиях БЖД базового комплекса — ПС ТБУ и ПС УП

Базовый комплекс ПС ТБУ протиражирован (запущен в промышленную эксплуатацию) на 71 предприятии БЖД, ПС УП – еще на 2-х. Ведутся работы по тиражированию комплекса на остальных предприятиях БЖД в рамках утвержденных Приказом руководства БЖД планов.