Автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска

Заказчик

Минсктранс ─ коммунальное транспортное унитарное предприятие, выполняющее городские, пригородные и некоторые международные перевозки автобусами, городские перевозки троллейбусами, трамваями и метрополитеном, а также заказные перевозки автобусами городского и междугородного класса.

Цели и задачи проекта

Создание автоматизированной системы, предназначенной для оплаты и контроля оплаты проезда (АСОКП), продажи и пополнения электронных проездных документов (ЭПД) на базе бесконтактных технологий, продажи одноразовых проездных документов, а также сбора и анализа статистической информации о работе общественного транспорта.

Краткое описание проекта

АСОКП, разработанная специалистами белорусских центров разработок IBA Group, предназначена для упрощения процесса контроля и оплаты проезда.

Основные элементы системы:

  • Электронный проездной документ (ЭПД) ─ бесконтактная смарт-карта на базе технологии Mifare Plus с записанным тарифом, которая может многократно пополняться
  • Валидатор бесконтактных смарт-карт (для наземного транспорта), обеспечивающий:
    • off-line обслуживание ЭПД;
    • индикацию разрешения проезда;
    • отключение на время контроля;
    • отображение дополнительной пользовательской информации о поездке и балансе;
    • накопление данных об оплате проезда в энергонезависимой памяти;
    • подсчет пассажиропотока
  • Электронный компостер, обеспечивающий:
    • оплату однократной поездки в наземном транспорте (гашение бумажного билета с указанием даты, времени и номера транспортного средства);
    • сбор статистики о количестве погашенных билетов;
    • блокировку на время контроля
  • Турникет ─ автоматизированный контрольный пункт для контроля оплаты проезда в метрополитене, обеспечивающий:
    • off-line обслуживание ЭПД;
    • индикацию разрешения проезда;
    • накопление данных об оплате проезда в энергонезависимой памяти;
    • подсчет пассажиропотока
  • Устройства пополнения ЭПД посредством наличных и безналичных средств:
    • в точках продаж с использованием банковских POS-терминалов с функцией обслуживания бесконтактных смарт-карт
    • в устройствах самообслуживания, в том числе банковских терминалах моделей IBA РТ-230 / IBA РТ-240
  • Подсистема анализа и обработки информации АСОКП, разработанная на промышленной платформе аналитики и предназначенная для отслеживания работы общественного транспорта по множеству критериев и принятия оперативных и стратегических решений по функционированию транспортной сети и работе предприятия
  • Подсистема защиты от мошенничества, предназначенная для:
    • анализа информации, поступающей в процессинговый центр;
    • выявления фактов использования нелегальных или дублированных карт, неоплаченных пополнений тарифов и т.д.
  • Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ)

АСОКП интегрируется с АСДУ Минсктранс, которая была введена в промышленную эксплуатацию в 2012 году и в настоящее время обслуживает парк транспортных средств, состоящий из порядка трех тысяч подвижных единиц.

Общее количество пользователей АСДУ на постоянной основе в десяти филиалах предприятия составляет около двухсот человек.

Система позволяет осуществлять:

  • Планирование перевозок;
  • Оперативное регулирование маршрутного движения;
  • Автоматизированный учет и анализ полученных данных;
  • Формирование отчетных данных об исполненном движении.

При расчете стоимости поездки в дифференцированной системе оплаты валидаторы получают информацию о местоположении транспортного средства из терминала водителя МТВ-128.

В АСОКП также заложена возможность интеграции:

  • С другими системами на базе аналогичных карт. Это могут быть как системы предоставления услуг и оплаты, так и идентификационные
  • С системой навигационного обеспечения и передачи данных. Это дает возможность реализовать систему дифференцированной оплаты проезда на пригородных маршрутах.

Результаты проекта

Экономическая эффективность АСОК достигается за счет:

  • Исключения штата кондукторов
  • Увеличения оплат по разовым поездкам при вводе дифференцированной оплаты в зависимости от расстояния
  • Повышения эффективности контроля
  • Снижения расходов по реализации билетной продукции
  • Оптимизации маршрутной сети, исходя из анализа оплаченных поездок, пассажиропотоков и поведенческих моделей пассажиров.

Масштаб АСОКП г. Минска

АСОКП охватила:

  • 3 000 транспортных средств г. Минска (автобусы, троллейбусы и трамваи)
  • 2 линии метрополитена
  • 6 поездов городских линий Белорусской железной дороги
  • 500 автобусов пригородных маршрутов
  • 15 500 валидаторов
  • 8 400 компостеров
  • 500 устройств контроля
  • 700 точек пополнения
  • Автоматизация 400 турникетов в метро.

АСОКП успешно выдержала испытание существенно возросшим пассажиропотоком в дни Чемпионата мира по хоккею с шайбой, прошедшем в Минске в мае 2014 года.

В 2015 году Автоматизированная система оплаты и контроля проезда в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска признана лучшим отраслевым решением года на конкурсе «European IT & Software Excellence Awards».