fbpx

Бесконтактный «умный город» — выдержка из статьи в журнале «Транспорт & Транзит»

29 Сентября, 2020 

Обязательным элементом любого «умного города», как показывает мировая практика, является возможность бесконтактных платежей, в том числе в транспорте общего пользования. В наши дни эта тема приобрела дополнительную значимость. Всемирная организация здравоохранения рекомендует переходить на бесконтактные платежи для снижения рисков распространения инфекций через наличные деньги. Сейчас, когда люди стремятся к социальному дистанцированию и избегают дополнительных контактов с окружающими, этот вид оплаты особенно актуален.

В Минске на сегодняшний день реализуется несколько проектов. Один из них – устоявшаяся уже система оплаты и контроля, которая совершенствовалась на протяжении шести лет. По сравнению с существовавшей ранее она стала огромным шагом вперед. Хотя не все возможности системы до сих пор использованы в полной мере, да и считать ее совсем бесконтактной тоже нельзя.

Дело привычки

Внедрение в столице автоматизированной системы оплаты и контроля проезда (АСОКП) проходило в несколько этапов. Практически на каждом из них, помимо транспортных предприятий, одним из основных участников процесса была компания IBA Group – резидент Парка высоких технологий. В компании отмечают, что АСОКП тесно интегрирована с системой диспетчеризации пассажирского транспорта, функционирующей на предприятии «Минсктранс» с 2009 года.

– Сегодня на базе нашей системы диспетчерского управления пассажирским транспортом IBA AVM работают все операторы пассажирских перевозок в стране, за исключением Витебского региона, – рассказывает руководитель проекта IBA AVM/ISP Сергей Поповский. – Практически реализована единая система управления транспортом с единой системой информирования пассажиров. Подобный проект уникален, поскольку пассажирский транспорт в масштабах всей страны на таких расстояниях управляется в рамках одной системы. Но особенно важно, что для пассажиров создан целый ряд возможностей для получения информации.

В их числе специалист назвал:

  • электронные табло на остановочных пунктах;
  • возможность получения информации с помощью USSD-запросов;
  • web-сайт transport-by.app;
  • мобильное приложение «Транспорт BY».

Все они подключаются к единой системе информирования (IBA ISP). Мобильное приложение и web-сайт позволяют отслеживать движение общественного транспорта онлайн, узнавать актуальное расписание, фактическое время прибытия транспорта на конкретную остановку и выстраивать удобный маршрут к месту назначения, в том числе между городами региона. Эту систему также можно назвать уникальной, поскольку она позволяет строить маршруты через всю страну с учетом разных видов пассажирского транспорта, включая поезда Белорусской железной дороги.

Автоматизированная система оплаты и контроля проезда Минска интегрирована с системой диспетчерского управления пассажирским транспортом. По словам представителей компании-разработчика, именно такая интеграция способствует созданию множества тарифов для различных видов городского транспорта.

  • Платежная система Visa провела исследование на тему бесконтактных платежей в транспорте. Около 50% опрошенных жителей Великобритании назвали их внедрение главным улучшением для пассажиров. 77% пользователей бесконтактных платежей рассказали, что эта функция улучшила их опыт поездок в общественном транспорте. Бесконтактные платежи избавили от стресса благодаря отсутствию необходимости использовать наличные, сокращению времени ожидания в очереди и возможности отслеживать расходы. В целом более трети британских пассажиров считают, что внедрение бесконтактной оплаты по всей сети транспорта улучшает качество обслуживания.
  • Одна из недавних разработок компании IBA Group также связана с бесконтактной оплатой проезда. Благодаря T-Pay пассажиры могут оплачивать поездки в транспорте с помощью мобильного приложения или Telegram-бота. Это еще один сервис, который заработал на базе системы диспетчерского управления, – отмечают в компании. – Пассажир должен отсканировать QR-код или ввести ID транспортного средства, наклейки с которыми размещаются в салоне. Далее нужно выслать в Telegram фото QR-кода или ввести ID машины. Приложение запрашивает всю необходимую информацию о транспортном средстве в системе диспетчеризации и формирует билет, включая его стоимость. Подобная интеграция крайне важна, так как рейс может выполняться по разным маршрутам и с разной стоимостью в течение одного дня. Пока T-Pay действует в гомельских маршрутных такси. Планируется запуск системы в других городах и на остальных видах транспорта.

Из истории вопроса

Как в любом новом деле, поначалу в работе АСОКП периодически наблюдались сбои, а пассажиры долгое время не могли привыкнуть к отдельным ее особенностям. Например, к тому, что проездные на определенный период времени в наземном транспорте необходимо каждый раз прикладывать к валидатору, иначе поездка считается неоплаченной.

Некоторых пассажиров разочаровал и другой момент: совмещенные с метро билеты стали записываться на одну карту – так называемый единый проездной. Прежде многие покупали билеты, состоящие из пластиковой карточки метро и бумажного квитка на наземный транспорт. Пользоваться ими с целью экономии могли два члена семьи. При появлении нового типа электронного проездного подобная возможность исчезла.

Зато теперь можно записывать на одну бесконтактную смарт-карту (БСК) одновременно до шести видов проездных, в том числе аналоги разных вариаций бумажных билетов. Правда, из-за недостаточной информированности у пассажиров впоследствии периодически возникали опасения, что поездки теряются. Так случалось, к примеру, когда на «дорожки» БСК записывались разные виды проездных, например, безлимитные на периоды времени и количество поездок. Экраны валидаторов отображали и отображают оставшиеся поездки (дни) лишь проездного, который используется в данном виде транспорта.

Полный баланс БСК можно узнать только в точках продаж билетной продукции и на экранах терминалов самообслуживания ОАО «БПС-Сбербанк» в метро.

С введением новой системы оплаты и контроля проезда пассажирам предоставили возможность приобретать в числе других единые проездные на все виды общественного транспорта Минска – метро, автобус, троллейбус, трамвай, а также на поезда городских линий. Причем на карту можно записать любую комбинацию указанных видов и городских линий или только на поезда городских линий. Срок действия таких проездных начинается с момента первого использования смарт-карты (ее активации валидатором в подвижном составе). Это принципиально отличает их от электронных проездных «Минсктранса», действие которых начинается в 00.00 и заканчивается в 24.00, что, по мнению многих пассажиров, в определенном смысле ущемляет их интересы.

Вариации тарифов, записываемых на карту, на протяжении шести лет не раз менялись, как и сроки, в течение которых подобные билеты действительны. Вместе с проездными на разные периоды времени пассажиры получили возможность покупать и желаемое количество поездок. Причем чем их больше, тем дешевле обходится каждая.

Если поначалу проездные на поездки были действительны в любом виде городского коммунального пассажирского транспорта, включая метро, то в конце 2015-го проезд в подземке стал дороже. Для горожан все несколько усложнилось: с тех пор записывать поездки на наземные виды и метро на смарт-карту нужно на разные «дорожки», отдельно они списываются и при прикладывании БСК к валидаторам. Как вариант – отдельная БСК метрополитена, на которую тоже можно записать проездной, но лишь на этот вид транспорта. Со временем и к этому пассажиры привыкли.

Только за первый год существования АСОКП количество вариаций тарифов, предлагаемых минчанам, увеличилось более чем вдвое. Сегодня их свыше 180, что, впрочем, далеко не все пассажиры считают достижением. Не раз поднимался вопрос о сокращении числа тарифных комбинаций и введении так называемого единого проездного, действительного в любом виде наземного транспорта (по аналогии с билетами на одну поездку, которыми можно пользоваться как в автобусах, так и в троллейбусах и трамваях). В «Минсктрансе» сообщают, что «тема прорабатывается, и с учетом зарубежного опыта предполагается проводить комплексную с метрополитеном реформу системы оплаты проезда в этом направлении».

Пополнить издалека

Определенные вопросы с тарифами, действующими в рамках АСОКП, – не единственная проблема, вызывающая нарекания пользователей. Многие пассажиры уверены, что смарт-карты можно и нужно пополнять дистанционно.

Есть вероятность, что к концу нынешнего года, спустя более шести с половиной лет после начала работы АСОКП, в столице запустят систему удаленного пополнения БСК «Минсктранса» с записанными на них проездными. Как рассказывают на предприятии, когда завершится ее тестирование, станет возможным удаленное пополнение смарт-карт посредством ЕРИП из любой точки, где есть интернет, с любого устройства, без привлечения наличных денежных средств.

Однако процесс имеет свои особенности: после пополнения смарт-карту необходимо будет активировать, приложив к специальному устройству. Их планируется размещать в местах массового пассажиропотока. Однако окончательное решение, в каких именно – в вестибюлях метро, на определенных остановках или в других точках города, пока не принято.

Предполагаемые плюсы системы:

  • пополнение можно производить в любое время;
  • пассажиры не будут зависеть от режима работы киосков «Агентства Минсктранс», которых в городе чуть более 150 (остановочных пунктов – около 2200);
  • активировать проездной документ не обязательно в день его пополнения через ЕРИП. Информация об оплате должна храниться в режиме ожидания на сервере, пока пассажир не активирует БСК перед первой поездкой;
  • один человек может пополнить несколько бесконтактных смарт-карт;
  • в случае популярности среди пассажиров возможна ликвидация части или даже всех киосков по продаже билетной продукции «Минсктранса», что принесет предприятию определенную экономию средств. А талоны на разовую поездку могут продаваться в других торговых точках.

Прогресс из-под земли

Минский метрополитен можно считать самым продвинутым транспортным предприятием в плане развития новых технологий оплаты проезда.

Первые проездные на основе радиокарт (их называют также БСК метро) ввели в обращение еще в 2013 году, а существовавшие до этого билеты на основе магнитных карт постепенно стали выводить из обращения. Последние, надо сказать, уступали по многим параметрам: смарт-карты априори более долговечны, им не грозило размагничивание, их необязательно было доставать из сумочки или портмоне, чтобы пройти через турникет. В 2014-м метрополитен подключился к общегородской АСОКП, которую тогда внедрили во всем коммунальном общественном транспорте столицы.

В минской подземке появились и первые валидаторы для приема оплаты бесконтактными банковскими картами – в одном из вестибюлей «Площади Ленина» они заработали в сентябре 2017 года. В феврале 2018-го такими устройствами оснастили несколько других станций, а уже через четыре месяца появилась возможность бесконтактной оплаты проезда во всем метро. Проект воплощали в жизнь компания Visa, «БПС-Сбербанк», IBA Group и столичные транспортники. Многие пассажиры – как минчане, так и гости столицы – восприняли такой способ с большим энтузиазмом. И на то есть веские причины:

  • не надо стоять в очереди в кассу за жетонами или чтобы пополнить БСК;
  • процесс списания денег с карты, приложенной к валидатору, занимает меньше секунды;
  • благодаря новой системе оплаты несколько снизилась нагрузка на кассиров.

Сегодня рассчитаться за проезд можно посредством бесконтактных банковских карт Visa payWave, MasterCard Contactless, БЕЛКАРТ-Maestro, а также с мобильных устройств, поддерживающих технологию NFC (Near field communication).

Неудивительно, что, по информации службы движения ГП «Минский метрополитен», в 2019 году доля пассажиров, пользующихся жетонами, сократилась до 30% (в 2018-м – 35%), а бесконтактными банковскими картами и мобильными устройствами, поддерживающими технологию NFC, наоборот, выросла: так в метро проходили более 19,6 млн раз, что составило свыше 6% всех способов оплаты проезда в подземке.

Не обошлось без некоторых проблем на начальной стадии. Причем главная причина их возникновения – вновь в недостаточной информированности населения. Механизм списания средств с банковской карты для многих пассажиров оказался не вполне понятен: стоимость поездки автоматически списывается со счета в течение 48 часов. В случае нескольких успешных оплат проезда, совершенных в течение двух суток, операции агрегируются в одну транзакцию, но не более трех оплат. Например, на сегодняшний день, исходя из действующего тарифа 0,70 рубля, сумма одной транзакции – максимум 2,10 рубля. Поначалу пассажиры, не понимавшие такого механизма, возмущались, что за одну сегодняшнюю поездку списываются лишние деньги, забыв, что вчера также пользовались метрополитеном. После неоднократных разъяснений, в том числе и в СМИ, данная тема практически перестала муссироваться.

  • В мае 2020 года система бесконтактной оплаты проезда, внедренная в столице Беларуси, получила сертификат Visa Ready For Transit. Благодаря тому, что все турникеты метро оснастили оборудованием для приема оплаты бесконтактными банковскими картами, Минск стал в один ряд с Лондоном и Ванкувером. Именно в этих мегаполисах, по мнению Visa, внедрены самые передовые решения в области бесконтактной оплаты в транспорте, которые уже доказали свою эффективность в увеличении скорости приема платы за проезд, снижении операционных расходов, а также в положительном влиянии на рост пассажиропотока за счет более высокого качества обслуживания.

И снова рельсы...

В июне 2019 года оплатить проезд посредством банковских карт стало возможным и в поездах городских линий.

Электронные проездные документы реализуются на поезда разных видов сообщения. Как отмечают в пресс-службе Белорусской железной дороги, оплатить заказ на официальном сайте БЖД можно банковской картой Visa, MasterCard и БЕЛКАРТ (через систему платежей ASSIST), через систему «Расчет» (ЕРИП), с помощью интернет-банкинга ОАО «АСБ Беларусбанк». Пользователи смартфонов и планшетов могут использовать с этой целью мобильное приложение «БЧ. Мой поезд».

Достаточно популярно и оформление без посещения билетной кассы льготных электронных билетов на поезда региональных линий экономкласса для граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

…Да не все

Пилотный проект оплаты проезда банковской картой был запущен в Минске на трамвайном маршруте № 6 в мае 2019 года. Система пока работает в тестовом режиме. Уже через некоторое время после начала испытания представители ГП «Минсктранс» озвучили недостатки, которые, по их мнению, препятствуют распространению такого способа оплаты проезда на весь наземный пассажирский транспорт. В качестве главной претензии назывались отложенные поступления платежей и потерянные транзакции, хотя и банк, и компания-разработчик отрицают возможность подобных последствий функционирования системы.

Судя по всему, перспектива оплаты проезда банковскими картами в наземном транспорте Минска откладывается на неопределенный срок. Руководители транспортных предприятий столицы и городские власти считают, что эту систему в автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах с успехом заменят другие технологии. Например, оплата проезда посредством QR-кода.

Полную версию статьи читайте здесь

Очередной номер журнала «Транспорт & Транзит»

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

    Yes
    Yes Политикой организации в области защиты персональных данных Политикой использования Cookies
    IBA IT Park | Иностранное предприятие «АйБиЭй АйТи Парк»
    IBA — Information Business Architectures | ООО «Информационные производственные архитектуры»
    IBA Gomel | Иностранное унитарное предприятие «ИВА-Гомель»